Для тех, кто не работал бок о бок с Надеждой Васильевной Турбиной, она осталась серьёзной, даже суровой женщиной, опытным и требовательным профессионалом. И только узнав её ближе, понимаешь, какая это была мудрая женщина, начитанная и эрудированная, интересующаяся всем на свете, прекрасный собеседник, человек с отличным чувством юмора! При это она была одним из самых опытных библиотечных специалистов, с которыми я встречалась на своём профессиональном пути.
Надежда Васильевна родилась 7 августа 1949 года. В сентябре 1969 года начала работать в Черепановской ЦБС заведующей читальным залом.
Поступила и закончила Московский Государственный Институт Культуры в 1974 году по специальности библиотековедение и библиография.
И всю свою профессиональную жизнь Надежда Васильевна провела в нашей ЦБС. С октября 1969 года – заведовала передвижным фондом, с 1976 года была заведующей детским отделом центральной библиотеки, а с 1978 года по 2005 год - заведующей отделом комплектования и обработки литературы. В 2005 году Надежда Васильевна ушла на заслуженный отдых.
К работе Надежда Васильевна относилась очень серьёзно, не терпела непрофессионализма, при этом всегда и объяснит, и поможет. Во всей документации – практически аптечный порядок; её отчеты никогда не требовалось перечитывать и пересчитывать – Надежда Васильевна ничего не упускала из вида. Сама очень много читающая, прекрасно знающая авторов и книги, разбирающаяся во многих отраслях знаний, она была идеальным комплектатором.
Вспоминает Людмила Давыдовна Гореликова, бывшая заведующая Посевнинским филиалом: «Надежда Васильевна всегда следила, чтобы все было сделано правильно, по порядку. Сама была очень ответственной, делала все четко, ясно, правильно. Держалась так ответственно, что её побаивались, но всё по делу, по пустякам никогда не придиралась. Книги тогда возили каждую неделю, на автобусе. Просто гору книг. Сами таскали. Не успевали карточки в каталог расставлять. Надежда Васильевна много читала, много знала, много книг было у нее дома. С сотрудниками своего отдела жила очень дружно, всех учила, рассказывала о своей жизни. Была одинока, но помогала племянникам».
Вспоминает Ирина Борисовна Британова, бывшая заведующая Бочкарёвским филиалом: «Я была на хорошем счету у Надежды Васильевны: «У меня с вами проблем нет». Жили дружно. Надежда Васильевна очень грамотная была. Не любили несправедливость. Скрупулезная, дотошная, внимательная, все объяснит, что не понятно».
Вспоминает Людмила Борисовна Ралдугина, бывшая заведующая Городским филиалом № 1: «Книжные фонды – это главное богатство любой библиотеки. А формированием ее фондов занимаются работники отдела комплектования. От работников этого отдела зависит престиж библиотеки. Вот такой отдел и возглавляла Надежда Васильевна Турбина. Её профессиональная грамотность, деловитость, ответственность, компетентное ориентирование в книжном рынке позволяло ей усиленно осуществлять комплектование наших библиотек. Она грамотно вела работу своего отдела. Интересовалась запросами наших читателей, изучала фонды. Она всегда стремилась к тому, чтобы не было пробелов в комплектовании всей библиотечной системы. Всегда оказывала методическую и практическую помощь коллегам во время посещения сельских библиотек. Её отличала эрудиция, профессиональная разносторонность. Любовь к книге, чтению сопровождала её всю жизнь. У неё была большая домашняя библиотека. Любовь к книге она прививала и работникам своего отдела. Работавшей в ее отделе Белик И. В. помогла найти дорогу в профессии. Она поступила в институт культуры, окончила. В настоящее время Белик И. В. возглавляет отдел комплектования. По работе отдела комплектования Надежда Васильевна строго спрашивала (это справки, отказы, изучение фондов, заявки от читателей на спрашиваемую литературу). Часто выступала на семинарах. Иногда строгая, но справедливая. Она не терпела равнодушия, безответственности в работе. Но не смотря на её строгость, это был невероятно добрый, отзывчивый человек. Приходя по работе в районную библиотеку, я всегда заходила в этот отдел. Я знала, что общаясь с Надеждой Васильевной и работниками этого отдела, найду ответы на многие интересующие меня вопросы. С Надеждой Васильевной я общалась и не только по работе. Мы вместе учились в институте культуры. В 1974 году она его окончила. Общаясь, я поняла, что это отзывчивый товарищ и друг. Проявились её замечательные черты характера: взаимопонимание, помощь, отзывчивость. Это и настоящий профессионал своего дела, инициативный руководитель, человек, любящий свою работу. Библиотека для Надежды Васильевны была вторым домом, а профессия была не просто работа, а призвание, состояние души. За свою трудовую деятельность Надежда Васильевна внесла огромный вклад в работу всей библиотечной системы. Всегда вспоминаю её с любовью и теплотой. Я думаю, что и в памяти у коллег Надежда Васильевна осталась профессионалом своего дела, грамотным, умным руководителем отдела комплектования».
За тридцать шесть лет работы в ЦБС Надежда Васильевна знала многих, и многие знали её: библиотечное начальство, заведующие и библиотекари сельских филиалов, центральной библиотеки, но никто не знал её лучше сотрудников её отдела, которым она руководила двадцать шесть лет. За это время через заботливые руки Надежды Васильевны прошло много библиотекарей. Большинство были молодые девушки, только пришедшие на свою первую работу; у большинства не было профессионального библиотечного образования. Всем им Надежа Васильевна помогала не только освоиться в профессии, получить образование, но и, как мудрая женщина, давала жизненные советы и наставления.
Вспоминает Бобринева Татьяна Егоровна (Позднякова): «Я пришла работать в Черепановскую ЦБ весной 1978 года. Сначала работала на абонементе. Выходили на предприятия города с мероприятиями, обслуживали читателей с 10 до 19 часов, домой в Пушной шла поздно, дороги были плохие особенно весна и осень - грязь, ничего не видно, зимой уже темно… В отделе комплектования освободилось место, они работали до 18 часов, и я по согласованию с зав. отделом Турбиной Надеждой Васильевной перевелась к ним - в небольшой кабинет здания районной администрации. В эти годы литературы поступало очень много: художественной, отраслевой - а особенно сельскохозяйственной. За книгами ездили на автобусе отдела культуры в Новосибирский Бибколлектор или типографию «Сибирь», грузили упаковки сами, заставляя ими весь салон, оставляя места лишь для себя. Наверное, это молодость – ехали весело с шутками, песнями, анекдотами, упаковки книг казались легкими, и работа шла быстро, да и разгружали их сами. Обрабатывали книги тоже быстро, в основном карточки писали от руки или печатали на пишущей машинке по 3-4 шт. через копирку, но иногда, если была большая экземплярность Надя Попова распечатывала их на громоздкой копировальной машине, которая занимала полкомнаты рядом с абонементом ЦБ. Отдел комплектования был небольшим, молодые девчонки проработав по несколько месяцев выходили замуж, уезжали из Черепаново, коллектив часто менялся. Дольше всех здесь я работала со Скроботовой Ниной, Жданкиной Верой, библиографом Беркетовой Валей. Работалось легко и весело, много шутили, были молоды и с большим желанием шли на работу. Обработанные партии книг сами развозили на транспорте отдела культуры по району, а на рейсовом автобусе выезжали в села с проверкой фонда, где сверяли каждую книгу и ставили отметку о ее наличии в инвентарных книгах и каталогах. В некоторых филиалах книг было более 20 тысяч экземпляров. Руководитель отдела Турбина Надежда Васильевна не любила выделяться, выглядела очень скромно. На первый взгляд она мне показалась очень строгой, категоричной и очень взрослой женщиной… а когда я узнала ее получше, то изменила свое мнение. Человек принципиальный, серьезный и ответственный, она не терпела в подчиненных непрофессионализма, была уверена, что всему можно научиться и понять. Очень тактично, иногда с шуткой или прямолинейно выражала свое мнение, давала очень нужные и правильные жизненные советы, а мы прислушивались к ее мнению и конечно же учились на своих ошибках.
Надежда Васильевна была из обеспеченной семьи, после школы учась в техникуме зависела от родителей и во всем их слушалась, в этот период познакомилась с молодым человеком, полюбила, но родители запретили ей выйти замуж, так она и осталась одна. Любила семью своего брата, своих племянников, очень заботилась о своих родителях, борясь с их болезнями до последних их дней. Очень много читала, знала, была общительна, дружила с интересными людьми, которые забегали к ней на работу, узнать, как дела и просто поприветствовать. Именно работа для Надежды Васильевны до конца ее дней была якорем, что держал ее в этой жизни, давал силы и радость прожить еще один новый день. Все в коллективе ЦБС знали, что кроме домашних дел, забот, главной для нее была только работа и свой небольшой коллектив. У нее не было своей личной жизни, но она жила нуждами и трудностями, заботами и интересами каждого своего сотрудника - советом и вниманием сопереживая каждому. В Пушнинском филиале освободилось место библиотекаря, и я перевелась туда, но продолжала видеться с Надеждой Васильевной по рабочим вопросам, а также удавалось узнать новости друг друга. Я всегда с большим уважением относилась к ней, для меня она была и оставалась непререкаемым авторитетом».
Вспоминает Ирина Викторовна Танакова (Позолотина): «Семнадцатилетней девчонкой пришла я работать в Черепановскую ЦБС – в отдел комплектования и обработки литературы. Тогда я и не думала, что это станет делом всей моей жизни. Мне повезло, что моей первой и самой уважаемой наставницей стала Надежда Васильевна Турбина. Она обучила меня с нуля. Именно с её «лёгкой руки» я заочно окончила Новосибирское культпросветучилище. И не минуты об этом не пожалела. Какой она для меня осталась в памяти? Строгой и доброй одновременно, и очень справедливой. Всегда вспоминаю её с особым теплом и чувством благодарности. Удивительное знание литературы и любовь к ней выделяла Надежду Васильевну. В то время в отдел комплектования книг поступало очень много. Многие авторы для меня были не известны, а она казалось, знала их все. И так умела рассказать о книге, что обязательно хотелось её прочитать».
Вспоминает Инна Владимировна Белик, ныне начальник отдела комплектования и обработки литературы Черепановской ЦБС: «К Надежде Васильевне пришла молодой сотрудницей без специального образования. Многие пугали, что она очень строгая, оказалось – верно, но только с теми, кто не умел работать и не стремился выполнять качественно свои обязанности. Сотрудников своего отдела ценила и, если были сложные ситуации, отстаивала перед вышестоящим начальством. Надежда Васильевна была не только профессионалом в своем деле, но и очень душевным неравнодушным человеком с большим сердцем».
Надежда Васильевна и в моей памяти навсегда осталась таким человеком – душевным, внимательным, чутким, справедливым, честным.
Надежды Васильевны Турбиной не стало 9 мая 2010 года.
Г. Г. Воронцова, библиограф