Муниципальное казенное учреждение культуры " Черепановская централизованная библиотечная система" Черепановского района Новосибирской области

Принято считать войну мужским делом, но чудовищность войны заключается в том, что вместе с мужчинами плечом к плечу встают и женщины, которые идут убивать и погибать. Женщины на войне совершают подвиги, ведут в атаку, спасают от смерти раненых, жертвуя собственной жизнью. Они работают в тылу, освоив все «мужские» профессии: пашут, сеют, стоят у станков, строят…

 


Через «роман голосов» женщин-фронтовичек о войне «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич мы видим войну глазами женщин, видевших смерть в лицо. Она собрала рассказы женщин-фронтовичек «о войне, которую никто не знал, о которой мужчины не рассказали»:

«Делаем переход в 30-40 километров… Лошади падают, мужчины падают, а женщина идет… Девчонки таскали с поля боя крепких мужиков… в это трудно сегодня поверить»

«Мы залегли, и я наблюдаю. И вот вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю. Я заплакала… как же я убила человека…»

«Раненых доставляли прямо с поля боя. Один раз двести человек раненых в сарае, а я одна… Помню, что четыре дня я не спала, не присела, каждый кричал: «Сестра, сестренка, помоги».

Женщины из сгоревших деревень, которых сжигали вместе с детьми. Разве можно рассказать то, что им пришлось пережить?.. («Хатынская повесть» и «Я из огненной деревни» А. Адамович). Или понять матерей-блокадниц, согревавших детей лишь своим теплом, отдававших последние крохи хлеба? («Блокадная книга» А. Адамович и Д. Гранин). Нечеловеческие муки испытали героини произведений («Клавдия Вилор» Д. Гранин и «Молодая гвардия» А. Фадеев), но не склонились перед врагом. Женщины не боялись трудностей ни в тылу («Материнское поле» Ч. Айтматов, «Жена» В. Катаев, «В тылу как в тылу» А. Алексин), ни на передовой («Третья ракета» В. Быков, «Последние залпы» Ю. Бондарев, «А зори здесь тихие…» Б. Васильев).
Поэтесса Юлия Друнина как раз закончила школу, когда грянула война. Бросилась в военкомат – семнадцатилетних не брали. Работала санитаркой в госпитале в Москве, окончила курсы медсестер, и, наконец, попала на фронт, Она радовалась, что ей удалось поучаствовать в великих сражениях, но насколько тяжело это было каждый день, изо дня в день... Холод, сырость, костров разводить нельзя, спали на мокром снегу, если удавалось переночевать в землянке - это уже удача, но все равно никогда не получалось как следует выспаться, едва приляжет сестричка - и опять обстрел, и опять в бой, раненых выносить, и многопудовые сапоги с налипшей грязью, длительные переходы… И вот тяжелое ранение - осколок артиллерийского снаряда вошел в шею слева и застрял в нескольких миллиметрах от артерии. В госпитале, в 1943 году, она написала свое первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

А тихий голос писательницы Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград". На Пискаревском мемориальном кладбище высечены в камне ее слова "Никто не забыт и ничто не забыто".


 

«У войны не женское лицо…» : рекомендательный аннотированный библиографический список / МКУК «Черепановская ЦБС» ; информационно-библиографический отдел ; сост. Г. Г. Воронцова. – Черепаново, 2020. – 16 с. : ил. – (Серия «Великая Отечественная война в художественной литературе»).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить